Железнодорожному району Ростова-на-Дону 7 августа исполнится 85 лет. Однако история этой местности куда более старше и хранит в себе память о ярких событиях и людях старейшей земли донской столицы.

Бессовестная слободка

Поселение за рекой Темерник в Ростове-на-Дону появилось в 18 веке. Но точной даты не скажет никто. Отмечаемый день рождения Железнодорожного района исторически привязан к празднованию другой даты - Дня Железнодорожника. Поэтому каждое первое воскресенье августа праздник отмечают и железнодорожники нашей страны, и "железнодорожники" районной прописки.

Герой романа известного русского и украинского писателя Григория Данилевского «Воля» - Илья Танцур в 1861 году увидел его так: «По взгорью здесь было раскинуто село….Бессовестная слободка. Домики и хаты слободки, точно кучи камешков, кинутых из горсти, как попало, торчали тут без всякого порядка, лепясь по обрывам, сползая к реке или взбираясь на маковку взгорья. Эта слободка селилась сама собою под городом, когда мало обращали внимания на то, кто сюда приходил и селился. Дух смелости и доныне тут царил на всей слободе. Все проделки против полицейских уставов начинались отсюда». Кстати, в том же году в России отменили крепостное право. А в этой местности беглые крестьяне селись намного раньше. "С Дона выдачи нет", - говорит старая присказка. Вот сюда и бежали.

Такое ощущение, что ничего, ровным счетом, не изменилось, по крайней мере внешне, и сегодня. Разве, что появились в советское время «панельки», да современные российские новостройки, которые причудливо торчат посреди частного сектора, перемежаясь с «жактовскими» домами и послевоенными двухэтажками, построенными пленными немцами. А смелые люди живут здесь и по сей день.

Посёлок-галёрка             

Вот так описывает в своей книге «В старом Ростове» Ленгородок ростовский писатель Степан Швецов. «На диковинном косогоре посёлок напоминал галерку, нависшую над партером-городом. Да это и была галерка – место, куда состоятельные люди не шли, а беднота втискивалась до отказа. Шутка сказать – с изумлением подсчитали управские чиновники к концу 19 века – до 30 тысяч набилось в темерницкие хибарки». И надо сказать, учитывая, что население Ростова к концу 19 века составляло около 120 тысяч жителей, этот посёлок составлял четверть населения развивающего и растущего города. К тому же это были рабочие – основная тягловая сила промышленного прогресса и Ростова-на-Дону, и российского юга.

Настоящая жизнь в этой местности началась в конце 19 века, когда были открыты железная дорога и железнодорожные мастерские (ныне завод РЭРЗ, входящий в концерн «ЛокоТех»), а рабочее население начало самовольно застраивать косогор за рекой Темерник. Местные жители говорили, что это «ничейные земли», городская власть считала наоборот: земли – территория Ростова.

В любом случае, спор в этом вопросе поставил Андрей Байков. Легендарный ростовский голова в 1865 году обратился в Екатеринославское губернское правление (наш город, как и Нахичевань-на-Дону, и Таганрог, не входил тогда в Область войска Донского, а был в составе нынешней Днепропетровской области) с проектом упорядочивания этого района и включения свободы в черту города. И ему дали добро.

Так уже на городских ростовских землях Бессовестная слободка стала Затемерницким поселением. В советское время поселение станет посёлком и получит название Ленгородок (а среди рядовых жителей будет ходить альтернативное прозвище – Лендворец).

Дух смелости

Ну а дух смелости, описанный Григорием Данилевским, здесь присутствовал во все времена. Ленгородок был центром сопротивления царской власти, здесь жили известные ростовские революционеры и бомбисты, легендарные налётчики, воры, контрабандисты, да и просто авантюристы всех мастей.

К протесту и неповиновению, а с ней и к смелости здесь располагало буквально всё. В 1873 году в поселении появился первый храм — церковь Иоанна Предтечи. Вокруг вырос Затемерницкий базар, открылась церковно-приходская школа. При этом в Затемерницкой местности вплоть до революции 1905 года не было ни одной мощённой улицы, и дороги после дождя превращались в болото. Не было здесь электричества, канализации, нормальных дорог, да и вообще любых мало-мальски возможных удобств.

К началу ХХ века эта территория стала главным районом для рабочих всего Ростова. Рядом с рекой Темерник появились вокзал и мастерские Владикавказской железной дороги. Недалеко от Бессовестной слободы работали заводы Болдырева, Трифилова, Епифанова, писчебумажная фабрика Панченко. Сюда начали селиться работяги из других посёлков Ростова, приехавшие в поисках лучшей доли бедняки не только из области, но и других регионов Российской империи.

Немало здесь было и криминального элемента  – важнейшей части легендарного образа Ростова-папы, наряду с Нахаловкой, Берберовкой, Богатяновкой и нижней Нахичеванью. Только стачка 1902 года и революция 1905 года заставили город обратить внимание на поселение. Так в поселение за рекой Темерник пришло электричество,  а с ним и трамвай, водопровод, мощённые булыжником и брусчаткой улицы, первая телефонная связь.

После 1917 года Ленгородок увеличился в численности почти втрое, и стал, наряду с Олимпиадовкой, Лягушевкой и Красным Городом-садом, основой образованного в 1937 году нового района. История Ленгородка - это и есть история "железки", эта местность - сердце района и его историческая память.

Позже в Железнодорожный район вошла и казачья станица Гниловская, и многие другие территории. А своим названием район обязан железной дороге и другим объектам Ростовского отделения СКЖД.

Олимпиадовка

Олимпиадовка – район, расположенный западнее 6-й Кольцевой улицы и южнее Ботанического сада, возник в 1910 году. Три больших участка земли за рекой Темерник, из числа розданных в 80-х годах 18 века офицерам Димитриевской (Ростовской) крепости, в конце 40-50-х годов 19 века перешли в собственность офицерской жены Олимпиады Гурьевой. В 1894 году купец Панченко купил эти участки. Желая заработать, он разбил их на 31 десятину (мелкие участки) и продал их рабочим и перекупщикам. Этим и объяснялась скученность и теснота на Олимпиадовке.

Этот район имел в советское время ещё и другое, официальное название. На карте он значился, как «Красный Октябрь», но название не прижилось. Как и Берберовка не смогла впитать в себя официоз посёлка Маяковского. На карте одно, в реальной жизни, среди людей, другое.

Лягушевка

Маленький посёлок в местности, где заканчивалась нынешняя Республиканская улица, охватывал всю территорию под современным Текучёвским мостом и уходил в Ботанический сад. До революции 1917 года здесь проживали, с одной стороны, многочисленные рабочие близлежащих кафельного, гвоздильного и химического заводов. С другой же - матёрые уголовники и контрабандисты.

В те годы Темерник, проходящий здесь широкой артерией, был достаточно популярен для перевозок грузов сомнительного происхождения. Он же, а точнее его обитатели – лягушки – дали народное прозвище этой низинной и болотистой местности. Когда река «зацветала» весной, хоровое «ква-ква» было слышно за десятки километров в округе. В те годы в ходу была даже байка, что местные жители наловчились ловить этих лягушек вёдрами и продавать французам, которые приезжали тогда в Ростов на заработки.

Красный город-сад

Красный город-сад – небольшой район в пяти остановках от центра Ростова. Здесь можно увидеть типовые одноэтажные жилые дома, похожие на маленькие усадебки: приземистые, имеют по три или четыре маленьких окошка. Застройка таких домов планировалась ещё в 20-х годах прошлого века, но полностью была выполнена только к 50-м годам. И обширный массив, от улицы Профсоюзной до площади Дружинников, от площади Стачки до улицы 6-й Кольцевой, получил наивно-романтическое название Красный город-сад, которое сохранилось и по сей день.

Тогда у ростовских архитекторов были необычные для СССР планы. Если, в целом, по стране ставка делалась на многоэтажки, то ростовчане планировали и даже начали воплощать в жизнь строительство одноэтажных кирпичных жилых домов, индивидуальных и блокированных на одну-две квартиры с садовыми участками по типовым проектам. Посёлки, в том числе, и Красный город-сад, проектировались с общественными центрами - с площадями, имеющими круглые, овальные очертания.

К концу 50-х годов стало очевидным, что масштабная застройка в городе несовместима с положением коллективного быта, а идея создания частных домов, как средства нового типа расселения, была утопической. Сегодня старые постройки выглядят не так, как в 20-е или 40-е годы: некоторые дома отремонтированы, другие – совсем ветхие и заброшенные, а третьи вовсе снесены, и на их месте стоят новостройки.

Стачка 1902 года

В октябре 1902 года Донской комитет Российской социал-демократической партии (впоследствии из неё выделяться большевики и возьмут власть в стране) обратился к рабочим с листовкой «Ко всем рабочим Главных мастерских Владикавказской дороги»:

«Товарищи, свобода не придет к нам сама, не спустится с небес. В жестоком бою должны мы завоевать её...»

Надо сказать, выступление рабочих возникло не на пустом месте, ситуацию усугубляли не в меру строгие требования к работникам мастерских, среди которых тогда были женщины и дети:

«Работа … начинается с 1 августа по 1 мая ежедневно с 8 часов утра и продолжается до 8 часов вечера включительно, с перерывом для обеда от 12 до 1 часу дня и для полудня с 3 часов до 3.30 пополудни; с 1 мая по 1 августа – с 7 часов утра до 8 часов вечера, с перерывом для обеда от 12 до 2 часов дня и для полудня с 4 часов до 4.30 пополудни...» (выдержка из правил мастерских).

4 ноября  1902 года по заданию партийной ячейки партии социал-демократов рабочие мастерских продолжительным гудком подали сигнал к началу всеобщей стачки. 6 – 7 ноября стачка стала общегородской и приняла политический характер. Встали все заводы и фабрики.

11 ноября полиция и казаки применили против забастовщиков, собравшихся на митинг, огнестрельное оружие. 6 человек было убито и 17 ранено. Митинги в Ростове-на-Дону продолжались ещё 2 недели. В память о тех событиях назван проспект расположенный на месте первых митингов в Камышевахской балке (ныне проспект Стачки) и одноимённый мост, появившийся в послевоенные годы.

В 1975 году была открыта скульптурная композиция «Преемственность поколений», ставшая символом современного Железнодорожного района и самой узнаваемой точкой для молодёжных селфи и свадебных кортежей в Ростове-на-Дону. На ней изображены фигуры рабочих, стоящие плечом к плечу со сжатыми кулаками и суровым взглядом. Рядом с горельефом — число «1902». Открытие памятника было приурочено к 50-летию Октябрьской революции. 

Чистейшая авантюра

Среди событий Великой Отечественной войны важное место занимает героизм защитников города, действия советских войск на Дону. Имена пятнадцати героев-ополченцев Ростовского стрелкового полка народного ополчения присвоены улицам Ростова, несколько из них расположены в Железнодорожном районе, так как именно здесь был совершён их подвиг, в частности, 14-летнего юноши Саши Чебанова.

В ночь с 28 на 29 ноября ополченцы, вооружённые только пистолетами и гранатами, атаковали укрепленные основательно крупнокалиберными пулемётами и автоматами вражеские доты в районе Ботанического сада, забросав их связками гранат. Это было, как говорили сами немцы, чистейшей безрассудной авантюрой.

Однако Саше Чабанову и его товарищам по ополчению это удалось сделать. В 9 часов утра полк сломал оборону противника и начал развивать наступление вглубь города, освободив Железнодорожный район и центральную часть Ростова. За умелые боевые действия при освобождении города, высокую боеспособность, мужество и отвагу личного состава 29 декабря 1941 года Ростовский полк народного ополчения был зачислен в кадровые части Красной Армии.

Взятый нашими ополченцами вражеский ДОТ до сих пор стоит в районе Ботанического сада. С одной стороны, как напоминание о зачастую безрассудном характере жителей Ленгородка, но, с другой стороны, и как символ беспримерной смелости этих людей в самые переломные для города и страны времена.

Продолжение следует