Вашингтон, привыкший за прошедшие после крушения СССР десятилетия доминировать в мировой политике и быть главным поставщиком решений в международных организациях и союзах, сегодня крайне обеспокоен появлением новых центров силы. Такими организациями в «нулевые» годы на международной арене стали, в том числе, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которых ключевую роль за время руководства страной стала играть Россия.

Российские разведчики неоднократно фиксировали попытки США с помощью различных провокаций расколоть сотрудничество России и Китая, как в рамках двусторонних отношений, так и в формате их взаимодействия по линии ШОС. Такие же попытки предпринимались в отношении Казахстана и государств Средней Азии. Об этом неоднократно заявлял глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин и обращал внимание на то, как американские политики и дипломаты «беседуют с коллегами из стран-членов ШОС, ЕАС и ОДКБ, какие провокационные тезисы они закладывают им, с тем, чтобы внести раскол, разлад в наше сотрудничество».

Специальная военная операция (СВО) на Украине и введённые Западом санкции против России до предела обострили ситуацию вокруг ключевых для нашей страны союзов и организаций. По мнению политолога Станислава Смагина, самостоятельные позиции России и Китая, их растущее влияние в мире крайне не устраивают Вашингтон сегодня.

«Коллективный Запад поставил для себя большую задачу, – говорит он. – Значительно ослабить Китай и Россию, лишить Пекин статуса главной мастерской мира, а Москву – кладовой ресурсов, и постепенно вернуть их в статус полуколоний. По западным меркам, в мире не должно быть никакого равноправия и альтернативных точек зрения. И США, и Европа уверены, что, кроме их собственных интересов, игроков, которые хотят по-прежнему всем и всеми командовать, в мире ничего нет и не будет».

По его словам, особенность ШОС, ЕАЭС и ОДКБ заключается в том, что в этих организациях и союзах не представлено ни одного государства Запада, что лишает США даже малейших возможностей контроля над их решениями. А, учитывая, что в этих структурах представлены такие ключевые игроки как Китай, Индия, Россия, а в недалёком будущем и Иран, Вашингтон всё более озабочен возможным усилием их интеграции и сотрудничества и потенциальными возможностями формировать новую, альтернативную интересам Запада мировую политическую повестку.

Поэтому американское руководство на протяжении нескольких лет наращивают усилия по склонению членов ЕАЭС, ОДКБ и ШОС к участию в международных альянсах, партнёрствах, коалициях и мероприятиях, организуемых США и ЕС. Спектр такого взаимодействия, который предлагает Запад, весьма широкий: торговое сотрудничество, военные учения, всевозможные отраслевые обмены и инфраструктурные проекты. А, главное, в каждой из таких стран, прилагается максимум усилий со стороны США, чтобы создать проамериканские очаги политической повестки, сформировать некий класс политических сил и лидеров общественного мнения, которые будут раскачивать ситуацию внутри своих государств.

Насколько эффективными или, наоборот, тщетными окажутся такие усилия Запада покажет время. Пока же можно констатировать, что, учитывая очень сложный экономический и социально-политический кризис, в котором пребывают сейчас страны США и Европы, Запад вступил, возможно, в свой последний и решающий бой за сохранение контроля над мировой повесткой.