Исторические знания в современной школе являются важной связующей нитью, которая передаёт социальный опыт из поколения в поколение. Благодаря уроками истории формируется гражданская идентичность в любой стране. К таким выводам сегодня, 5 сентября, пришли участники Пленарной сессии Международной научно-практической конференция Российского исторического общества (РИО), которая прошла в рамках Восточного Экономического Форума (ВЭФ).

Российское историческое общество организует профильные конференции по истории в рамках ВЭФ уже не первый год. Однако на каждом форуме есть своя магистральная тема, которую и обсуждают преподаватели исторических дисциплин и историки-практики государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом году темой конференции стали особенности преподавания истории в тех странах Востока, которые сегодня являются значимыми центрами многополярного мира.

В своём видеообращении глава Службы внешней разведки, председатель РИО Сергей Нарышкин отметил, что знание прошлого позволяет обеспечить диалог культур, поддерживать доверие между странами и главное - сохранить историческую память о социальном опыте наших предшественников. По его словам, Россия сегодня может испытывать гордость за свою систему исторического образования в школах и вузах.

«Наличие у страны собственной системы образования, основанной на исторических традициях и национальном опыте служит базовой основой для суверенитета», - заключил он.

В ходе пленарного заседании конференции прозвучали выступления ведущих российских, казахстанских, китайских, северокорейских, вьетнамских, монгольских и индийских историков, которые рассказали об архивных, научных и образовательных аспектах развития двусторонних отношений между нашими странами, а также коснулись вопросов преподавания исторических дисциплин в школах и вузах своих государств.

С докладами выступили директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, академик Николай Крадин, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Института востоковедения Российской академии наук  Валентин Головачёв, кандидат исторических наук, заведующий лабораторией Общественно-гуманитарных дисциплин Национальной академии образования Казахстана Самат Ескалиев, доктор исторических наук, заместитель директора Ханойского Государственного Педагогического Университета Динь Нгок Бао, доктор наук в области международных исследований, проректор Университета имени Джавахарлала Неру Аджай Кумар Дубей, доктор исторических наук, профессор Института истории Пекинского педагогического университета Чжан Чзяньхуа и многие другие.

По словам Валентина Головачёва, сегодня на Западе наблюдается тенденция переписывать учебники истории, замалчивать неудобные периоды в политической жизни тех или иных стран, особенно, когда это касается национализма или фашизма. Однако определённые перегибы в историческом повествовании можно найти и в учебниках истории некоторых стран Востока.

«Анализ японских учебников показал, что японцы склонны выставлять свою страну не как агрессора, который оккупировал Китай на протяжении ХХ века, в том числе и в годы Второй Мировой войны, а как жертву конкуренции с западными странами», - отмечает он.

Но самым интересным, по его мнению, представляется изучение тайваньских учебников, в которых идеология национализма полностью сместила внимание с общей истории Тайваня и Китая в сторону особой исключительности китайского острова.

Об этом же говорил и китайский историк Чжан Чзяньхуа, подчеркнув, что тайваньский националистический режим тщательно старался не одно десятилетие вытравить общее прошлое Тайваня и Китая, всячески отрицая саму идею единого китайского государства. Вся история китайского острова в местных учебниках противопоставляется истории материкового Китая, который рассматривается в них главным врагом Тайваня. «Уже со школьной скамьи в Тайбэе прививают агрессивное отношению к Пекину, - говорит он. - Отрицая простую истину, что Китай и Тайвань – это одна страна и один народ».

В этом китайские историки видят прямые параллели с современным украинским государством, где киевский режим на протяжении не одного десятилетия пытался в школьных учебниках противопоставить Украину – России, разделить русский и украинский народы. При этом для изоляции местных историй школьный обмен между учителями в Тайване и Украине был закрыт.

Россия же и Китай, в отличие от своих стран-соседей, где у власти находятся националисты, наоборот стремятся к сотрудничеству и активному общению между учителями школ, студентами, аспирантами и преподавателями вузов. Немало россиян учатся и работают, к примеру, в Китае. В то время, как китайские аспиранты и ученые занимаются наукой в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). В этом, по мнению и российских, и китайских специалистов, главный секрет межнационального согласия и мира.

Напомним, впервые мероприятие исторической направленности открыло программу ВЭФ в 2018 году: тогда состоялась Международная конференция «Исторические и современные аспекты российско-японских отношений». Она прошла накануне встречи Президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, а её выводы легли рекомендациями на стол руководителям обеих стран.