В ростовском Доме кино прошёл премьерный показ художественного фильма «Волынь», посвящённого одному из громких преступлений Второй мировой войны – массовому убийству украинскими нацистами этнических поляков в районе Волыни. Памятное мероприятие было организовано Ростовским областным отделением Союза кинематографистов России и польской диаспорой донского региона.

Напомним, что 9 февраля 1943 года стало началом одного из самых громких и страшных преступлений Второй мировой войны на территории советской Украины, оккупированной в годы Великой Отечественной войны гитлеровскими нацистами. В польских сёлах Волыни — исторической области Западной Руси в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга — боевики украинской нацистской организации ОУН-УПА (запрещена в России) совершили массовое убийство этнических поляков. С 9 по 11 июля бандеровцами было вырезано до 60 тысяч поляков, а в ходе ответных карательных действий поляками убито около трёх тысяч украинцев.

Нынешняя, во многом, бандеровская Украина старается этот геноцид всячески нивелировать, объясняя это тем, что территория была сложная, нерешённые проблемы накипели, и взаимное недоверие привело к тому, что украинцы и поляки убивали друг друга. Однако это не соответствует исторической правде.

На территории западной Украины поляков, евреев, русских и коммунистов начали убивать с июля 1941 года. Начало было положено убийством польских профессоров во Львове 11 июля 1941 года немецкими оккупационными властями при активной и инициативной поддержке украинских националистов. Волынская резня – это насилие украинских националистов, которое за два года вышло на свой пик — 11 июля 1943 года – за один день атаке подверглось 150 населенных пунктов с преимущественно польским населением. Да, поляки частично мстили в ответ уже позже. Но говорить о взаимном польско-украинском убийстве, забывая, что два года к ряду бандеровцы методично убивали беззащитных поляков на своей территории, как минимум, некорректно.

ОУН-УПА (запрещена в России) ещё в 1941 году решила проводить политику «свершившихся фактов» и зачистить спорные земли Волыни и Восточной Галичины от поляков, которых считала главными врагами украинского народа. Украинские националисты рассчитывали на то, что этнически однородная территория станет аргументом на возможных международных переговорах о границах новой, независимой Украины.

Премьерный показ польской военной драмы режиссёра Войцеха Смажовского «Волынь», состоявшийся в ростовском Доме кино, как раз и был призван показать эту трагедию для простых людей, которые, возможно, никогда о ней даже не слышали. 

«Даже самые ярые противники не упрекнули режиссёра фильма в том, что события, описанные в нём, недостоверны, — говорит один из организаторов этого показа, член союза кинематографистов России, преподаватель ВГИКа Михаил Коломенский. – Хотя это был бы достаточно убедительный мотив, чтобы запретить фильм к показу. Но фильм не искажает исторических фактов, он говорит зрителю правду, которая сегодня многим неудобна».

Например, неудобна Украине, так как Незалежная не хочет ворошить реальную историю Второй мировой войны, за которую нужно будет нести ответственность: отвечать за преступления тех «героев», которых сегодня возводит на свои государственные знамёна. Не хочет в этой истории копаться официальная Польша, для которой важны двусторонние отношения с националистической Украиной, а подобные факты героизации бандеровцев официальным киевским режимом, могут вызвать (и уже вызывают) неоднозначные вопросы уже у польского населения. Неудобна эта правда Европе, которая помогала Гитлеру воевать с СССР (ведь на территорию нашей страны пришли не только немцы), и по умолчанию поддерживала бандеровцев.

«Но кино заслуживает всеобщего внимания, - говорит Коломенский. - Этот фильм многожанровый. Он начинается, как фольклорно-этнографическое полотно. То есть нам показывается свадьба, со всеми её обрядами, песнями, играми. Как это было принято на Западной Украине. И тут же нотки триллера… Это искусство режиссёра. Потом начинается семейно-бытовая драма. Любовная линия. Девушку выдают замуж за нелюбимого. Потом драма становится бытом. Обычная сельская жизнь. И мы не замечаем, как мы переходим в зону ужасов. И начинается подлинная трагедия. Мы видим, что происходит на экране, мы понимаем, что это никакая не драма. Тут и фильм-катастрофа. Тут и хоррор. Тут и памфлет. Тут и сатира. И всё это вместе перемешано. Режиссёр нам показывает жизнь».

Но даже в этой сатире, в конце фильма, по мнению кинематографиста, мы начинаем разглядывать трагедию, о которой нас предупреждали в начале. «Ведь мы же помним начало, как с поляков снимали кожу, говорит он. - Живьём. Когда откуда ни возьмись нападают бандеровцы, опускают польскому дезертиру руку в кипяток. И мы тогда не понимаем для чего. А оказывается, чтобы легче снять кожу. А потом и вовсе начинается фантасмагория. Нет никаких шкал оценок. Нет никаких уголовных кодексов. Есть один сплошной ужас. И фильм нам даёт наглядный урок, что случается, когда одни люди видят решение своих проблем в убийстве других людей».

Впрочем, как подчёркивает руководитель азовской культурно-национальной автономии «Союз поляков Дона» Игорь Мартовицкий, необходимо делать скидку на то, что фильм всё-таки художественный, а не документальный. «Историю надо учить по документам и фактам, а не по кинофильмам - говорит он. – Однако, как художественная картинка, фильм снят просто блестяще. Тем, кто смотрит «Волынь», нужно обращать внимание на судьбы людей, а не на историческую канву. С точки зрения истории этот фильм недостоверный».

Кроме того, по его словам, нельзя не отметить, что фильм стал неким идеологическим орудием современной Польши, в том числе, и против России. «Раньше мало говорили про волынскую резню 1943 года, хотя надо было об этом говорить постоянно, - уточняет Мартовицкий. – Ведь факт печальный, факт знаковый для поляков, но в политическую повестку он вдруг попал, когда в Польше к власти пришли антироссийские силы. Неслучайно польская премьера прошла 7 ноября 2017 года – в день и год столетия Октябрьской социалистической революции, очевидно, как некий протест против нашего общего – с Польшей – советского прошлого».

Это серьезная заявка руководства Польши на имперскость, считает Мартовицкий, на возрождение геополитической концепции Междуморья (Польши от моря до моря) первого руководителя воссозданного после крушения Российской империи польского государства Юзефа Пилсудского. «Я ни в коем случае не поддерживаю попытки воссоздать Речь Посполитую, - говорит он. – И считаю, что современной Польше нужно брать пример со своих давних противников – шведов. Заканчивать с имперскими амбициями и заниматься реальными проблемами польских жителей».

О неоднозначности польской кинокартины говорит и учёный-политолог, выпускающий редактор информационно-аналитического портала «Политема» Станислав Смагин. «Фильм, конечно, тяжёлый, и говорит для зрителей на вполне доходчивом киноязыке об универсальной проблеме добра и зла - поясняет он. - Однако, тема, вынесенная в заглавие сюжета, носит ещё и этнополитический характер – это геноцид. То есть люди, которые жили (худо-бедно) веками рядом, и отличаются друг от друга лишь деталями одежды и тем, что по-разному крестятся, в какой-то момент начинают друг друга резать. Резать нещадно. Это всегда огромная трагедия».

С другой стороны, по словам эксперта, «Волынь» Смажовского - это достаточно своеобразный взгляд на проблему геноцида вообще, и волынской резни 1943 года, в частности. «Это такое современное польское прочтение проблемы народоубийства, - говорит он. – В ней плохими показаны все (ну или почти все). Поляки здесь априори хорошие, в картине их мучает буквально каждый, над ними издеваются и советские органы НКВД, и бандеровцы, и, в целом, украинцы. В то время как гитлеровцы (и это достаточно странно) в этом фильме выглядят благородно. Мало того, что они не трогают ни украинцев, ни поляков, а убивают только евреев (что для многовекового антисемитизма части польского общества, видимо, нормально), так ещё в какой-то момент немецкие солдаты спасают и главную героиню «Волыни» - полячку».

Для нас же, россиян, этот фильм, как считает Смагин, важен тем, что показывает зрителю: идейные наследники тех бандеровцев, которые на экране сжигают польских детей заживо, режут женщин и стариков на Волыне, сегодня убивают мирное население Донбасса и юго-востока Украины, дело Степана Бандеры (военный преступник Второй мировой войны) всё ещё живёт в Незалежной. «Между бандеровцами, которые в фильме Смажовского, заставляют полячку креститься «по-украински» и теми националистами, кто сегодня требует от пленных жителей Донбасса и российских военнопленных солдат говорить правильно слово «Паляниця», - подчёркивает политолог. – Есть прямая связь».

Поэтому сегодня опыт Ростовской области, считает руководитель Ростовской городской польской национально-культурной автономии «Полония Дона» Ирина Вележинская, где в дружбе и добрососедстве проживают многие народы и этносы, история которых отягощена различными историческими событиями, в том числе и геноцидом, может быть крайне полезен и для других регионов России, и для других стран.

«Сегодня польская диаспора хоть и немногочисленная на территории Донского края, - говорит она. – А всё же достаточно активная. Ростовские поляки принимают участие во всех мероприятиях, которые проводит и город, и область, и ставят для себя, в первую очередь, самую главную задачу - сохранить дружбу и добрососедские отношения между всеми народами, которые населяют донскую землю, а также сохранить и поделиться с другими народами, в первую очередь, российским польскими традициями добра, веротерпимости и любви. Пусть люди видят, что и поляки бывают разные, и Польша тоже бывает разной».