Во время прямой линии президент России Владимир Путин поручил правительству определить заместителей, которые будут координировать вопросы развития федеральных округов и вопросы взаимодействия с полномочным представителем.

Подобное нововведение должно способствовать синхронизировать работу не только в рамках реализации национальных проектов или иных проектов и программ в целом по стране, но и для комплексного решения задач социально-экономического развития федерального округа.

Свое мнение о назначении кураторов для федеральных округов «Южной службе новостей» высказал доцент кафедры теории и истории права и государства ЮРИУ РАНХиГС Дмитрий Леусенко.

«Мы часто вспоминаем о развитии государства, государственных институтов применительно к истории России, предыдущим историческим периодам ее развития, будь то период империи или советский период. Однако современное государство нуждается в совершенствовании и та модель, которая существует сегодня, ее развитие связано с особенностями советского государства, сформировавшегося в рамках социального эксперимента с его конституциями 1918, 1924 и 1936 годов», – заявил эксперт.

Леусенко считает, что современная российская государственность нуждается в совершенствовании именно благодаря предыдущей конструкции, благодаря особенностям советской федерации, оформившейся к 1936 году. С этим были связаны и поправки к конституции Российской Федерации.

В свое время специалисты отмечали, что СССР был создан в виде государства-матрешки, то есть, внутри одного союза пребывали другие федерации, например, РСФСР.

«Справедливо подобное указание и для сочетания, казалось бы, не сочетающегося: являясь союзом социалистических республик, государством-федерацией с точки зрения государственного управления СССР был унитарным государством. Не сложно предположить, что подобное государство, обеспечивая свою «унитарность» на уровне армии, специальных служб, не вполне эффективно с точки зрения управления территориями. Управление осуществляется из центра, который не может отвечать всем чаяниям территорий. А ведь речь идет о серьезном деле, о реализации государственной политики по отношению к территориям», – заявил собеседник.

Эксперт отметил, что в предложении президента РФ содержится инициатива по развитию нового решения данной проблемы, когда интересы территорий будут более представлены, «фасцинированы» вице-премьерами.

«Институт полпредов президента, выполняя контролирующие функции центра, не совсем отвечал этой задаче, только иногда, в силу тех или иных кризисных обстоятельств, формулируя повестку дня для федерального центра. Статус вице-премьера, заместителя председателя правительства РФ, на которого будут возложены (уже возложены подобные полномочия на примере упомянутого президентом Юрия Трутнева или Марата Хуснуллина, вице-премьера, занимающегося проблемами развития Крыма), подобные полномочия, совсем иное дело. Вице-премьер напрямую встроен в состав российского правительства, у него есть соответствующие экономические рычаги (чего нет у полпредов), не только для разрешения кризисных ситуаций, но и для ведения повседневной государственной политики в отношении регионов. И, как я уже отмечал, совершенно другой статус», – сообщил Леусенко.

Напомним, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что институт полпредства сохраняется и будет выполнять свои контролирующие функции.

«На мой взгляд, в данном случае перед нами пример нормального развития государства с целью его совершенствования, эффективности. В данном случае мы можем видеть, что развитие государственного механизма имеет вполне объективные причины, подобно человеческому организму в нем не может долгое время оставаться разомкнутой связь между центральными и периферическими системами, это сулит проблемы и болезнь в будущем. Похожа ли данная инициатива президента на существовавшие с 1775 по 1917 год генерал-губернаторства и генерал-губернаторов – это другой вопрос? Как известно, генерал-губернатор являлся военно-административным начальником края в России. Он контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, однако прямо не участвовал в их управлении. Вместе с тем, генерал-губернаторы Москвы и Санкт-Петербурга назначались на эту должность самим императором, и они непосредственно управляли подчинёнными им губерниями», – добавил ученый.

Также эксперт отметил, что сегодня присутствует иная властная, политическая последовательность.

«Есть вице-премьеры, которые должны выполнять решения председателя правительства и президента (не будем забывать, что так образуется более короткий, личностно эффективный механизм проведения в жизнь решений президента, не будем забывать и то агрессивное окружение вокруг границ Российской Федерации, которое, безусловно, учитывает президент как Верховный Главнокомандующий, предлагая подобную инициативу) и соответственно в рамках такой властной архитектуры вряд ли возможен институт генерал-губернаторов. Но фактические полномочия будущих вице-премьеров территорий могут быть весьма похожи, равно как и полномочия губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова похожи на полномочия того генерал-губернатора, который непосредственно управлял столичной территорией. Президент России обладает колоссальным опытом непосредственного государственного управления. В данном случае перед нами пример, когда начинается строительство эффективного государственного института и пример поступательного государственного строительства в интересах государственной политики современной России. К сожалению, сегодня даже в академической среде приходиться слышать, что недавние изменения, поправки к конституции Российской Федерации вызваны какими-то сиюминутными потребностями, президентскими сроками, как отметил один из профессоров на конференции в Москве. Это не так. Речь идет о решении объективных задач, стоящих перед государственной властью и планомерном совершенствовании работы российского государства, исправлении недостатков, доставшихся в наследство от предыдущих периодов», – заявил эксперт.