Последние десять лет юг России и Северный Кавказ подвергаются массовой деструктивной агрессии. В одно время были широко распространены экстремистские идеи и террористические акты, нападения на здания правоохранительных органов, так называемые группы смерти. На смену пришли нападения на школы и вузы учащимися. Так, с 2016 года в России зафиксировано около 20 подобных случаев. Без жертв не обошлось. Идеи черпались в закрытых группах, которые создавались так называемыми колумбайнерами (Движение признано террористическим и запрещено в РФ).

С начала 2022 года регионы ЮФО и СКФО подверглись массовому телефонному терроризму – деструктивные силы повально минировали все детские сады, школы, вузы, суды, администрации. Естественно, реальных случаев не было. Но психологический урон для молодого поколения колоссальный.

Параллельно в социальных сетях активно распространялся негативный контент, экстремистские материалы, различные призывы.

С началом специальной военной операции на Украине (СВО) зарубежные социальные сети ограничили доступ к позитивному, достоверному контенту и российским СМИ, но начали транслировать негативную повестку, нацистские и экстремистские идеи, атрибутику и призывы к митингам.

Помимо социальных сетей пропаганда деструктивных идей появился везде – на зарубежных сайтах видеохостингов, играх, маркетплейсах и других площадках, распространяющих информацию. При этом весь контент транслировался с пометкой «реклама» – то есть целенаправленно распространялся по определенным странам, регионам и возрасту.

Установлено, что большинство деструктивных явлений зародилось на Украине, которая десять лет назад уже была массово охвачена нацистскими идеями.

Так, создатели и администраторы групп смерти базировались на Украине, звонки о минированиях поступали с территории Украины. Накануне в Сочи задержан администратор группы запрещенного в России террористического движения «Колумбанеры». Оказалось, что права на ведение паблика ему передал украинец Ярослав Овсюк. Ряд игр, в которые встроена реклама, были созданы украинскими программистами.

Эксперты Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) в беседе с Южной службой новостей отметили, что в последнее время участились случаи, когда интернет-пользователи получают контент, на который совсем не подписывались, видят рекламу, никак с ними не связанную.

«В первую очередь мы говорим о той западной информационной кампании, которую развернули вокруг проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Основным поставщиком подобной рекламы, с которой мы можем столкнуться везде, занимаются так называемые «арбитражники». Функционалом таких специалистов является привлечение трафика для крупных сайтов, приложений, либо других коммерческих онлайн-проектов или сервисов», – отметили аналитики.

К примеру, заказчик напрямую или через агентство размещает объявление на специальных биржах для арбитражников о привлечении людей для регистрации на некую площадку. Каждая такая регистрация приносит прибыль привлекающим этот трафик специалистам. Подобный «арбитраж» практически не регулируется заказчиком, ведь для него самое важное – привлечь трафик.

«Как это работало раньше вы могли увидеть по обыкновенной рекламе, которая появлялась у вас в социальных сетях, на электронной почте, при прохождении онлайн-игр. Например, продвигали мобильную игру, реклама которой не соответствовала самому игровому процессу. Однако пользователь заинтересовался, зарегистрировался или перешел по ссылке – арбитражник свои деньги получил», – сообщили в НЦПТИ.

Также эксперты добавили, что большое количество таких it-специалистов и маркетинговых агентств дислоцировались на Украине.

«Предположительно, именно они, самоорганизовывались, объединялись в группы, которые уже распространяли фейки и откровенную пропаганду по привычным каналам. По сути, для них это просто бизнес: когда нужно было продавать мобильные приложения – они делали это, теперь деньги платят за продажу свастики и идеологии нацизма.

Отсюда и такой поток фейков, фотографий трупов, экстремистских лозунгов и даже откровенных угроз в адрес россиян в интернет-пространстве. В категориях такого бизнеса абсолютно неважно кто увидит этот контент – ребенок, беременная женщина или бабушка – главное, заказ на просмотры выполнен. А в некоторых случаях, может для заказчика даже и хорошо, если эти материалы нанесли вред психике и здоровью человека. Ведь одна из их изначальных целей – запугать мирное население и привлечь на свою сторону радикалов», – добавили аналитики Центра.

Рассматривая «привычные каналы» распространения, в первую очередь стоит выделить запрещенную в РФ экстремистскую организацию Meta, которая позволяет настраивать таргетированную рекламу в принадлежащих ей социальных сетях и Google. В свою очередь Google включает в себя такие сервисы как YouTube и Google Play Store – а это все игры и приложения, как правило бесплатные, которые и транслируют рекламу.

«Практически вся реклама на этих ресурсах проходит модерацию и очевидно, что «тематическая» реклама со стороны пропагандистов намеренно или нет, но пропускается. Вероятно, что всё-таки намеренно, поскольку попытки запустить схожий по функционалу и внешнему виду антифейковый контент может привести к блокировке аккаунта или, по крайней мере, не будет одобрен модераторами ввиду политической ангажированности. Таким образом, наплыв нежелательного контента во многом связан с использованием зарубежных информационных продуктов, которые сложно, а иногда невозможно контролировать государственным структурам. И здесь уже на помощь могут прийти только навыки медиаграмотности и критическое мышление», – отметили аналитики НЦПТИ.